Ахтубинск - старый и молодой
 

Ах, Ахтуба...

Ах, Ахтуба!

Река Ахтуба - это левый, самый крупный рукав Волги. Отделившись от нее на севере Волгограда и устремившись к седому Каспию, она несет волжские воды на пятисоткилометровом пути являясь жизненно важным источником водоснабжения многих сел и городов Волгоградской и Астраханской областей. По одну сторону «ахтубинской нити» - жаркие хлебные поля да полынные пастбища, где можно ехать десятки верст не встретив ни деревца, ни кустика, ни озера. А по другую - рощи, перелески, причудливая сеть ериков и озер, благодатные луга.
В летние знойные дни, когда жаром пышет настоянный на полыни степной воздух, все живое невольно тянется к освежающей Ахтубе. К ее удивительному озерному краю.
С давних времен она имела большое значение и как водная дорога, и как источник питания, так как изобиловала ценнейшими породами рыбы, добыча которой не представляла собой особого труда. Путешественник и сочинитель из Гренады (Испании) Абу Хамид, побывавший на Нижней Волге в середине XII века, писал: "В реке много видов рыбы, подобных которых я никогда не видел: рыбу одного вида может поднять только сильный мужчина, другой сорт рыбы поднять под стать только сильному верблюду... Всякое судно ставит сети в устье речного потока... и хотя бы судов было до сотни, все равно они будут полны различной рыбы из одного протока". Из рыбы, сообщает он, приготавливают кушанье "вкуснее мяса жирного ягненка и мяса курицы", рыбу вялят и затем едят с хлебом "так как она есть, не надо ее ни парить, ни варить". Абу Хамид сравнивал количество кишащей в волжских рукавах рыбы с пылью. Вызывала у него изумление и дешевизна ее.
Многим поколениям людей Ахтуба служила. На ее берегах и примыкающих к ней неоглядных степных просторах когда-то жили пришедшие из азиатских глубин кочевые племена: скифы, сарматы, печенеги, хазары, половцы, татаро-монголы, калмыки. Татаро-монголы избрали Ахтубинское левобережье центром своего могущественного и обширнейшего государства Золотой Орды. На Ахтубе стояли оба столичных города: Сарай (Селитренное Владимировского района) и Новый Сарай (с. Царев Ленинского района). Сюда доставлялась огромная дань из покоренных русских княжеств: Волжской Булгарии (г. Казань), Крыма, Северного Кавказа. На Ахтубе бывали послы, купцы, ученые и путешественники из многих стран мира. На поклон ханам приезжали чуть ли не все русские князья. В том числе прославившиеся на весь мир своими блистательными победами над шведскими и немецкими феодалами Александр Невский и никому еще не известный 9-летний московский князь Дмитрий, впоследствии получивший народное прозвище Донской. Но вот что удивительно: ни в русских летописях, ни в переведенных на русский язык сочинениях восточных и западных историков, писавших о нашем крае, мы не встречаем слово Ахтуба. Оказывается - в Золото-ордынские времена река называлась иначе. На карте XIV века братьев Франциска и Доминика Пицигани из Венеции в Нижнем течении Волги рядом с большим замком, над которым развевается знамя, есть такая надпись: "Здесь погребение императоров, которые скончались около реки Сара". В нижней части замка - еще одна надпись: "Устье Сары".
Арабский историк Ибн-Арабшах, живший в 1388-1440 годах, в своем сочинении «Чудеса предопределения в судьбах Тимура» пишет, что город Сарай лежит на берегу Сарайской реки, отделившейся от реки Итиль (Волга). Сара – вот как называлась Ахтуба в те времена. Сара (Сары) – слово тюркское, переводится на русский язык как желтая, желтый, желтоватый.
Желтый цвет у многих азиатских народов является священным символом власти, знатности и богатства. Нередко города и сёла назывались по имени рек, на берегах которых они основывались. Река Сара дала название обоим столичным городам Золотой орды, которые для удобства русские историки в прошлом веке стали называть Сарай-Бату и Сарай-Берке по имени их основателей.
Кстати, от слова сара (сары) произошли названия многих ныне существующих и давно исчезнувших городов, поселков, крепостей: Саратов, Саранск, Царицын (сары-су – жёлтая вода) Сарепта, Саркел, Сарай-чук, Ан-Сарай, Бахчи-Сарай. В Волгоградской области есть речка Сарепта, озера Сарпинское, остров Сарпинский (на Волге). Есть и хутор Сарычи. Его название могут объяснить широко разбежавшиеся здесь пески, похожие по цвету на оперение хищной птицы коршуна – сарыча и растущий на этих песках татарник – малоголовый – цветок с неприступно - колючим листом, напоминающим кривую татаро-монгольскую саблю.
Трудно определить, когда и почему произошло переименование реки Сары в Ахтубу. Возможно, это произошло в результате изменения русла этого мощного волжского рукава. Ведь река Сара (Ахтуба) на своем веку не раз в весеннее - летнее половодье меняла своё русло. Когда-то она впадала непосредственно в Каспийское море, а сейчас соединяется с основным руслом Волги немного выше Астрахани. Известно, что при покорении Астраханского ханства войсками Ивана, новое имя реки Ахтубы уже существовало.
Трудно определить, когда и почему произошло переименование реки Сары в Ахтубу. Возможно, это произошло в результате изменения русла этого мощного волжского рукава. Ведь река Сара (Ахтуба) на своем веку не раз в весеннее - летнее половодье меняла своё русло. Когда-то она впадала непосредственно в Каспийское море, а сейчас соединяется с основным руслом Волги немного выше Астрахани. Известно, что при покорении Астраханского ханства войсками Ивана, новое имя реки Ахтубы уже существовало.

На счет происхождения этого названия существует, несколько красивых легенд. Одна из них связана с именем татарской княжны Тубы, якобы из-за несчастной любви бросившейся в реку и утонувшей на глазах своего отца, который, обезумев от горя, растерянно метался по берегу и восклицал: «Ах, Туба! Ах, Туба» Но к легенде мы прибегаем всякий раз, когда отсутствует научное объяснение. Несомненно, одно, что название Ахтуба, как и её прежнее – Сара тюркского происхождения. Но и в переводе этого слова существует разные суждения.
Трудно определить, когда и почему произошло переименование реки Сары в Ахтубу. Возможно, это произошло в результате изменения русла этого мощного волжского рукава. Ведь река Сара (Ахтуба) на своем веку не раз в весеннее - летнее половодье меняла своё русло. Когда-то она впадала непосредственно в Каспийское море, а сейчас соединяется с основным руслом Волги немного выше Астрахани. Известно, что при покорении Астраханского ханства войсками Ивана, новое имя реки Ахтубы уже существовало.
На счет происхождения этого названия существует, несколько красивых легенд. Одна из них связана с именем татарской княжны Тубы, якобы из-за несчастной любви бросившейся в реку и утонувшей на глазах своего отца, который, обезумев от горя, растерянно метался по берегу и восклицал: «Ах, Туба! Ах, Туба» Но к легенде мы прибегаем всякий раз, когда отсутствует научное объяснение. Несомненно, одно, что название Ахтуба, как и её прежнее – Сара тюркского происхождения. Но и в переводе этого слова существует разные суждения. Наиболее широко распространено следующее. Ак - белый, тюбэ – холм. Отсюда, Ахтуба – река белых холмов. Во многих местах левый берег особенно высок, и песчаные холмы подступают к реке. А вот мнение одного из первых советских учителей Царевского уезда Астраханской губернии А. Абубакирова. В том месте, где Волга выбрасывает свой мощный рукав, когда-то находилась летняя резиденция ханов Золотой Орды, Ханы, вельможи и их охрана располагались в многочисленных белых шатрах. По-татарски ак – белая, тюбэ – крыша. Таким образом, название скопища белых шатров – Актюба – становится определением географической точки, а затем, из-за близости реки переходит в качестве собственного названия её. Со временем название это трансформировалось в слово Ахтуба.
Иная трактовка у волгоградского краеведа Г. Самойлова. По его мнению, ак, ах, акра, ахта – это старица, протока, исток: тюба – смут, глубокое место в реке. Отсюда Ахтуба – протока глубокая, исток глубокий, старица глубокая. Это вполне соответствует действительности: раньше Ахтуба на всем своем пути была очень глубокой. Уже упомянутый арабский сочинитель Ибн-Арабша писал, что «через нее проезжают не иначе, как на судах, не вступает в нее нога ни пешехода, ни всадника», то есть не переправляются через нее вброд.
Течет река Ахтуба. Разноязыкая речь звучала на её берегах скифов и сарматов, печенегов и хазар, половцев и татаро-монголов. Звучала и речь русских, но это была речь данников и пленников. Но шло время. Менялись хозяева ахтубинских степей. В 1380 году в Куликовской битве о русский меч сломалась ордынская сабля. Правда, через два года ордынцы во главе с коварным ханом Тохтамышем взяли реванш за Мамаево побоище обманным путем захватив Москву и заставив её снова поставлять на Ахтубу дань. Но уже в 1395 году среднеазиатский повелитель Тимур со своим могучим войском разрушил и сжёг татаро-монгольские города на Волге и Ахтубе, в том числе Сарай - Бату и Сарай – Берке. Тем не менее, Русь продолжала платить ордынцам дань. И только в, 1480 году после крайне неудачного похода хана Ахмата на Москву золотоордынское иго на Руси пало, и некогда могущественная Орда в результате между усобиц стала распадаться на отдельные враждующие между собой ханства, уже не имеющие достаточных сил для походов на крепнувшую из года в год Москву.
При московском царе Иване IV сменились хозяева Ахтубы. Сюда прибыли русские, но уже не в качестве данников, а в качестве грозных покорителей Астраханского ханства «Ахтубинская нить» сослужила им хорошую службу. А было это так. В 1554 году Иван IV направил на Астрахань несколько тысяч стрельцов во главе с воеводой князем Пронским-Щемякиным. По Ахтубе был послан разведывательный отряд на судах, чтобы «астраханских людей поискать и языка достать». По пути встретили астраханцев, напали на них и наголову разбили. Доставленные на Волгу к воеводе пленные вместе с их сотником Сакмаком рассказали, «что их послал Ямгучей – царь, проведать про войско московское, что в Астрахани людей мало, войско покинуло Астрахань, что главные силы находятся ниже города».
После этого воевода Пронский – Щемякин разрешает оставить большие суда на Волге под охраной небольшого числа стрельцов и по реке Ахтубе с основными силами идёт на Астрахань на малых судах, Астрахань взяли, и на ханский престол был посажен новый хан Дербиш-али, который присягнул на верность Москве. Но когда стрельцы покинули город, хан нарушил клятву, астраханцы подняли мятеж, и поэтому понадобился ещё один поход московского войска на Астрахань. Это было уже в 1556 году. Таким образом, Ахтуба, как водный путь сыграла немалую роль в борьбе Руси за то, чтобы великая река Волга стала русской на всём своём пути и можно было получить свободный выход в Каспийское море.
В.ЗАЙЦЕВ г. Ленинск, Волгоградской обл.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".